Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Программа семинара-практикума по развитию связной речи детей дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (40.8 Kb) 06.11.2013, 01:16
Гумерова Нафиса Рафкатовна
учитель-логопед, МБДОУ №45 г.Альметьевск
Программа семинара-практикума по развитию связной речи
детей дошкольного возраста на тему:
«Методические приемы обучения детей дошкольного
возраста рассказам по восприятию»

Подготовила и провела: учитель - логопед
МБДОУ №45 «Космос» Гумерова Н.Р.

Программа семинара-практикума по развитию связной речи детей дошкольного возраста на тему:
«Методические приемы обучения детей дошкольного возраста рассказам по восприятию»
Цель:
1. Совершенствовать систему работы по формированию связной речи в детском саду
2. Мобилизировать творческую инициативу педагогов и педагогического коллектива в целом на решение данной проблемы
3. Обогатить процесс необходимым оборудованием и педагогическими новинками
4. Обучить молодые кадры педагогов – планированию, учету и эффективной организации работы по формированию связной речи детей
Объем темы семинара-практикума – 3 занятия, длительность проведения – 1 академический час.
План проведения занятий:
1. Занятие
1 тема: «Классификация видов рассказывания в д/с. Рассказы по восприятию; программные требования»
2 тема: «Роль образца речи в обучении рассказыванию по восприятию»
3 тема: «Значение плана и других методических приемов для развития связности и логики детских рассказов»

1 тема: «Классификация видов рассказывания в д/с. Рассказы по восприятию; программные требования»
Ведущий:
- Для педагогов и всех взрослых, взаимодействующих с детьми дошкольного возраста (родители, близкие люди, работники д/с и другие…) крайне важно овладеть способами формирования связной речи детей и способами организации этого процесса.
Что такое связная речь? (обмен мнениями)
Ведущий:
- Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. А. М. Бородич «Методика развития речи детей» М, «Просвещение», 1981 год.
По мнению О.С.Ушаковой связная речь – это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная. Она пишет: «Чтобы связно рассказать, о чем ни будь, нужно ясно представить объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами, используя разные средства для связи не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко видна также взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития». О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в д/с М, Т.Ц. «Сфера»» 2001г.
Для изучения на нынешнем семинаре-практикуме мы взяли рассказы по восприятию, как самые первые, с которых и начинается целенаправленное обучение связной речи. В пед. практике бытует термин «описательные» рассказы. Однако, описывание объектов осуществляться в разном временном отрезке, а также по воображению.

Например, 3-м детям дали три задания
1 ребенку предложили описать игрушечную машину, которую он держит в руках.
2 ребенку предложили описать мишку, который играл с ними на музыкальном занятии, а теперь остался сидеть в музыкальном зале.
3 ребенка попросили описать мишку, которого он бы сделал сам, если бы был игрушечником.
К какому виду рассказов отнесем эти занятия?
(обмен мнениями)
Вывод:
1 задание – рассказ по восприятию
2 задание – рассказ из личного опыта
3 задание – рассказ по воображению (творческий)

По форме все рассказы могут быть описательными и сюжетными (включая творческие и рассказы из опыта)

Вед: - Давайте вспомним, какие виды рассказывания используются в детском саду (обмен мнениями)
Вывод:
- Пересказ литературных произведений (авторских и народных)
- Рассказы по восприятию
- Рассказы по памяти (из личного и коллективного опыта)
- Рассказы по воображению (т.е. придуманные)
Вед: - А что может служить объектом для рассказов по восприятию? (обмен мнениями)
- Картины (с изображением 1 предмета (предметные), с изображением целого сюжета (сюжетные), с изображением серии сюжетов (серия сюжетных картин), с изображением пейзажей, натюрмортов, авторских изобразительных полотен).
- Предметы (растения, живые существа, плоды (фрукты, овощи, ягоды), продукты, предметы одежды, обуви, мебели, транспорта, бытовые предметы и предметы обихода, игрушки, музыкальные инструменты, природный и бросовый материал).

Вед: - Давайте приведем примеры грамотной записи видов занятий по восприятию объекта. (высказывание педагогов).
- Составление описательного рассказа с опорой на восприятие
- Составление описательного рассказа с опорой на серии игрушек
- Составление сюжетного рассказа с опорой на восприятие серии игрушек
- Составление описательного рассказа с опорой на восприятие серии дидактических картинок
- Составление описательного рассказа с опорой на восприятие пейзажной картины, натюрморта (по авторским картинам).
- Составление сюжетного рассказа с опорой на восприятие д/картины
- Составление описательного рассказа с опорой на восприятие предметов, учебных принадлежностей, плодов и т.д.
Вед: - Следует отметить, что есть дидактические картины, а есть картины авторские как произведения искусства, последние в качестве объектов для рассказывания мы используем только в ст. дошкольном возрасте.
Давайте вспомним, какие требования предъявляет программа воспитания в д/с к использованию рассказов по восприятию, а так же к основным приемам обучения рассказыванию – образцу и плану. (обмен мнениями, обращение к программе воспитания).
Вед: - подытожим сказанное.
- Итак, работа по обучению рассказывания ведется, начиная со средней группы. Основной методический материал – образец. С использованием образца описываются предметы (игрушки) и картины.
В старшей группе образец соседствует с планом, постепенно оттесняя его на второстепенный план; составляются рассказы о предмете, по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.
В подготовительной группе используются все указанные выше виды рассказов по восприятию. План к рассказам д. научиться составлять дети, но с помощью воспитателя.
Вед: - в младших группах задача обучению рассказывания не выделена в специальный раздел, т.к. дети этого возраста не могут дать самостоятельного связного изложения. Речь детей носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются предметов или свойств предмета, т.к. у детей небольшой запас слов и малый опыт восприятия.
Занятия по ознакомлению с картинами и игрушками имеют задачи
1. Обучить детей рассматривать объект и формировать умение замечать в них основное.
2. Постепенно переходитьот занятий, в которых дети перечисляют изображенные предметы, объекты к занятиям, упражняющим в связной речи.
Целью нашего цикла является рассмотрение методических приемов на занятиях по рассказыванию с опорой на восприятие. Одним из главных эффективных приемов является образец. Что такое образец? (высказывание педагогов)
Ведущий обобщает высказывания: - «образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета и события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме» А.М. Бородич, Методика развития речи детей. М, «Пр», 1981г.
Она отмечает также, что существует познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора и рассказ-образец – дидактический прием, который предназначен для подражания.
Образец рассказа в большей степени, чем другие приемы, облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Образец также определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.
Вед: - перед вами 4 дидактических рассказа. Давайте уточним, для какой возрастной группы они могут быть использованы.
А. В качестве познавательного рассказа
Б. В качестве образца для подражания
1. Кошка – домашнее животное. Она ловит мышей и этим приносит пользу человеку. У кошки вытянутое туловище и длинный хвост. Она умеет прыгать и лазить по деревьям. При прыжке она отталкивается задними лапами. Когда кошка лазает по забору или дереву, она выпускает когти и подтягивается передними лапами. Идет она неслышно, тихо ступая мягкими лапами. Уши у кошки небольшие, но чуткие. Кошка слышит слабый писк мышонка. Села кошка на задние лапы и ждет, когда хозяйка нальет ей молоко.
2. Это кошка. Вот у кошки голова, а вот тело. У нее длинный хвост и мягкие лапы. На голове острые ушки. Глаза круглые, зеленые. Носик у нее красный. Наша кошка усатая. Сидит она и поет «Мурр-мурр».
3. Это кошка. У кошки серая шерсть и пушистый хвост. На голове у ней черные уши. Глаза круглые, зеленые. Кошка усатая. Она чует усами. Кошка присела на задние лапы и песенку поет «Мурр-мурр».
4. Кошка пришла и молочка захотела: «Мурр-мурр!» - Сиди, Мурка! Вот такая кошка умная: сидит, ждет, ушками слушает, глазками смотрит. А глазки у кошки зеленые. Носик красный пей, Мурка, молочко!
Вед: - Для каких целей, в какой возрастной группе можно использовать эти дидактические тексты? (Обзор мнений)
№1 в старшей группе как познавательный рассказ, в подготовительной группе как образец рассказа.
№2 познавательный рассказ в младшей группе, образец рассказа в средней группе.
№3 познавательный рассказ в средней группе, образец рассказа в старшей группе
№4 обобщающий рассказ – образец воспитателя, завершающий ответы детей на вопросы по содержанию демонстрации.
Вывод: дидактические рассказы можно использовать в качестве познавательныхи в качестве образца. Во втором случае им предъявляются требования: соответствовать детским речевым возможностям, быть лаконичными, емкими, отображать суть объекта.
Вед: - В итоге сегодняшнего занятия предлагаем составить каждому воспитателю по одному рассказу познавательного характера и по одному рассказу – образцу с указанием, для какой возрастной группы они рекомендуются.
Медведь – ст. гр.
Собака – 1 мл.гр.
Заяц – 1 мл.гр.
Волк – ст. гр.
Коза – 2 мл.гр.
Лошадь – 2 мл.гр.
Снегирь – подг. гр.
Лягушка – подг. гр.
Это задание к следующему заседанию.

2 заседание семинара-практикума
Тема занятия: Роль образца речи в обучении рассказыванию по восприятию.
1. Вед: - послушаем дидактические рассказы , которые были составлены вами в качестве познавательных и рассказов-образцов для копирования детьми. (педагоги выступают, присутствующие анализируют и уточняют, соответствуют ли рассказы требованиям данной группы).
2. Вед: - Известно, что образец рассказа дается для воспроизведения, начиная со средней группы. Давайте рассмотрим особенности использования образца во второй младшей группе и как он используется в структуре занятия (высказывания педагогов)
Вед: - Итак, образец рассказа тоже присутствует в структуре занятия во 2 мл.группе, но он имеет обобщающее значение и объединяет отдельные высказывания детей по вопросам взрослого в целый рассказ. Он являясь примером структурно законченного связного высказывания, используется в конце занятия, после ответов детей на вопросы по содержанию ответа. Для такого образца наряду с дидактическими текстами используются литературные произведения и отдельные их отрывки. Например, рассказ К.Д. Ушинского «Петушок с семьей» Образец воспитателя может заменить и загадки: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки», «Громко лает, а в дом не пускает», «Золотой гребешок, масляна головушка…утром рана встает, голосисто поет».
В средней группе возможно подведение детей к составлению небольшого связного повествования, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.
Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя, это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ. Эта структура очень похожа на структуру занятия в младшей группе затем можно перейти к рассказыванию по образцу. В средней группе образец дается для копирования: «Расскажи как я»; «Молодец, запомнил, как я рассказала». В этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).
Вот пример рассказа воспитателя по картинке «Кошка с котятами»:
- Это картинка про кошку с котятами. Лежит кошка на коврике и смотрит за своими котятами. Три котенка у кошки. Рыженький котенок играет с клубком ниток, серый котенок лакает из блюдца, а третий, пестренький котенок, свернулся клубочком и спит около своей мамы.
Использование образца все больше варьируется как по форме, так и содержанию.
В старшей группе образец применяется только на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания, чтобы помочь не умеющим рассказывать детям. Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающих плохо – для них прямое подражание играет положительную роль, вызывая активность. Но не следует стремиться к дословному повторению образца, нужно поощрять элементы самостоятельности как прием, оказывающий прямое обучение, образец используется чаще всего в начале занятия.
Разновидность образца – частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать. Весь рассказ целиком или его часть воспитатель может повторить по мере надобности и по ходу занятия, включить в развернутую оценку ответа. Например, в средней группе воспитатель от имени куклы Кати в игровой форме дает оценку рассказу ребенка. «Как Наташа точно рассказала про мои волосы – белые, мягкие, заплетены в косы». Чтобы образец механически не копировался, можно предложить детям второй вариант рассказа – дублер образца. При сопоставлении, с которым первого образца ярче выявляются общие закономерности построения повествования.
Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.
Осмысленному отбору речевых форм способствует прием разбора образца рассказа. В зависимости от сложности воспринимаемого объекта (картины, предмета) и от речевых возможностей детей воспитатель решает, предварительно рассмотреть объект на предшествующем занятии или совместить этот процесс с обучением рассказыванию на 1 занятии.
Однако, чаще всего, на начальной стадии работы (в средней и частично в старшей группе) проводятся два отдельных занятия.
Предлагаю вашему вниманию конспекты 2-х последовательных занятий в старшей группе по картине Веретенниковой «Куры» (картина демонстрируется присутствующим).
Давайте с вами для убедительности обыграем это занятие.
Восп: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами, ночь распевает, время считает».
Дети отгадывают загадку: «Петух».
«Квохчет, квохчет, детей созывает, под крыло подбирает» («Курица-наседка»). (Выставляется картина)
Восп: - Где гуляет куриная семья? (во дворе). Воспитатель уточняет «На птичьем дворе»
- Для чего куриная семья «высыпалась» на птичий двор? (они гуляют, ищут корм).
Восп: - Главный в семье – петух. Посмотрите, какой он важный и нарядный. Расскажите, про петуха, как он наряжен?
Воспитатель побуждает детей рассказать, какой расцветки у петуха перья, какие гребешок и бородка. После высказывания детей воспитатель дополняет их ответы.
Строго посматривает Петушок по сторонам, зорко глядит за курами и цыплятами. Никого не даст в обиду. Везде порядок наведет. Вот послушайте рассказ о петушке с семьей:
«Ходит по двору петушок: на голове красивый гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: -Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие! Черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятами, с малыми ребятками, я вам зернышко припас! Курочки с цыплятами собиралися, раскудахталися; зернышком не поделились – подралися.
Петя – петушок беспорядка не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: - Ку-ка-ре-ку
- Кто запомнил, какими словами говорится в рассказе о петушке?
После ответов детей воспитатель повторно зачитывает отрывок и показывает и показывает на картине: «Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры».
- Вот какой нарядный петушок.
А теперь расскажите про кур, чем они не похожи на петуха.
Дети в беседе уточняют отличительные признаки: петушок большой, нарядный, куры поменьше, у петуха бородка и гребешок крупнее.
- А что можно сказать про хвосты у петушка и у кур? (дети сравнивают).
- На ногах у петуха шпоры (показывает), а у кур они есть?
Дети повторяют слово «шпоры»
А теперь рассмотри получше кур. Чем они заняты? (ответы детей)
- Посмотрите как рыжая курица пьет из блюдца: зачерпнула клювом воду, голову вверх подняла и глотает. Хозяйка заботливая, не забыла воду налить курам и цыплятам.
А у какой курицы есть цыплята? (у темной)
Как вы догадались?
- Кто знает, как называют курицу, у которой есть цыплята? (Наседка) Дети повторяют слово.
Воспитатель объясняет: «Наседкой назвали ее потому, что она насиживала яйца, пока из них не вылупились цыплята. Вот и прозвали такую курицу наседкой». Давайте рассмотрим ее цыплят. Похожи ли они на наседку?
С помощью вспомогательных вопросов воспитателя дети выявляют отличительные признаки наседки и цыплят:
1. Большая – маленькая
2. Тело покрыто пухом и перьями – только пухом
3. У цыплят нет перьев на хвосте и гребешка
Воспитатель: - расскажите про цыплят, что они делают? Воспитатель обращает внимание на двух цыплят, находящихся в сторонке.
- А чем заняты эти двое?
После ответов детей добавляет:
- Нашли они большого черного жука и смотрят на него.
Очень им хочется съесть его, но они боятся: жук большой, страшный, а вдруг укусит? А хотите послушать рассказ, как наседка заботится о своих цыплятах? Зачитывается рассказ Е.И. Чарушина «Курочка».
«Ходила курочка с цыплятами по двору – вдруг пошел дождик. Курочка скорее на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох!» Это значит прячьтесь скорее и все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого головка торчит, у кого только ножки видны, а у кого только глаз выглядывает».
- Вот как курица заботится о цыплятах, а люди о ней заботятся, кормят ее, поят, стерегут от лисы. Почему люди о курах заботятся? (Дети рассказывают о пользе птиц, о беззащитности их в природе).
- Куры домашние птицы. Они приносят пользу людям, и жить без заботы человека не смогут. Поэтому человек ухаживает за ними. Вспомните: кошка и собака – домашние животные, живут рядом с человеком, помогают ему, а куры тоже домашние, только птицы. А каких еще птиц держат люди на птичьем дворе? (гусей, уток, индюков). Вывод: куры, гуси, утки, индюки – все домашние птицы.
2 занятие
Выставляется картина.
- Где гуляет петушок с семьей? (на птичьем дворе)
- Сегодня мы будем рассказывать о петушке и курах. Сначала расскажем о том, как петушок повел кур на птичий двор. Рассказ начну я, а вы мне поможете: «Рано утром петушок пошел на птичий двор. А за ним побежали две .. (курицы) и … наседка с цыплятами. Двор был …какой? (большой, зеленый)
Воспитатель спрашивает мнение нескольких детей:
- А вы как думаете, что еще было на птичьем дворе? Почему петушок привел семью именно сюда? (много зерен, червяков).
Хозяйка вынесла курам …(блюдо с водой). Для чего? (ответы детей). Вот мы и рассказали, как петушок привел семью на птичий двор. А кто сейчас самостоятельно расскажет об этом?
Вызывается ребенок на повторный рассказ.
- Мы рассказали о птичьем дворе, а о чем еще нужно рассказать? (о петушке, о курах, о цыплятах).
- Правильно, вот сейчас кто-нибудь и расскажет нам о петушке – какой он нарядный, важный. Не забудьте сказать о шпорах петушка (показывает), какие они, вспомните, какой у петуха клюв и хвост: «нос долотцем, хвост колесом».
Вызывается 1 ребенок.
- А теперь расскажем подробнее о том, каких кур привел с собой петушок. Какие они по виду, чем на него похожи, что делают?... (дает детям подумать).
- Скажите мне, где они стоят? (ответ)
- Правильно. Вот и начнем рассказ так: «Возле блюдца с водой стоят две курицы…»
Выбрать одного ребенка.
В анализе рассказа ребенка воспитатель обращает внимание на то, как удалось рассказчику передать отличия кур от петуха (хвост, гребешок) и их действия.
- О ком нам еще нужно рассказать? (о наседке с цыплятами).
- Какими словами вам хотелось бы рассказать о цыплятах?
Воспитатель спрашивает несколько детей. В итоге приходят к мнению «разбежались цыплята как желтые шарики по всему двору».
- А что делает курица?
После ответов детей обобщает:
- Посмотрите, она нахохлилась, распушила перышки, квохчет, цыплят созывает, что-то им нашла.
- Вот и расскажем сейчас о курице и ее цыплятах, не забудем рассказать и об этих двух (показывает на двух цыплят в сторонке). А начнем рассказ так: «Возле петуха стоит наседка…»
Вызвать одного ребенка.
В конце занятия предлагается рассказать полностью по картинке 1 ребенку.
Напоминает план:
1. Куда пришли куры
2. Рассказать о петушке
3. О наседке и цыплятах
Общая оценка занятия.
А теперь превратимся вновь во взрослых, педагогов и порассуждаем о том, чем отличаются рассказы, предложенные воспитателем в первом и во втором занятиях (высказывания педагогов).
Вспомним, какие виды рассказа мы услышали в первом занятии и во втором занятии
Первое занятие Второе занятие
1 Загадка о петушке и курице Совместный рассказ воспитателя и детей о том, как петушок повел кур на птичий двор
2 Обобщающий рассказ после высказываний детей о петушке Образец начала высказывания о двух курицах «Возле блюдца с водой стоят две курицы»
3 Литературный рассказ Ушинского «Петушок с семьей» Образец высказывания о цыплятах по следам рассказов детей «разбежались цыплята как желтые шарики по всему двору»
4 Дополнительное зачитывание отрывка рассказа по следам ответов детей «Нос у Пети долотцем, хвост у Пети колесом. На хвосте узоры, на ногах шпоры» Образец рассказа о наседке: «Посмотрите, она нахохлилась, распушила перышки, квохчет, цыплят созывает, что-то нашла»
5 Описание воспитателем рыжей курицы. Обобщающий рассказ воспитателя о двух цыплятах, дополняя высказывания детей. Образец начала высказывания о наседке
6 Литературный рассказ Чарушина «Курочка»

Вед: - Таким образом, уже на этапе предварительной работы с детьми воспитатель уместно насыщает занятие по рассмотрению картин различными образцами высказываний по содержанию изображаемого, что позволит в последующим детям использовать их в собственных речевых высказываниях на последующих занятиях. Давайте сравним образцы речевого высказывания воспитателя на первом и втором занятии.
(высказывание педагогов)
Выводы: Образцы высказывания воспитателя на первом занятии нацелены на решение познавательных задач в целом: дать представление о повадках, жизни куриной семьи и установлении причинно-следственных связей. На первом занятии в большом количестве используются литературные тексты, которые целиком не будут включены в рассказы детей, но обогатят детские высказывания выразительными словами и оборотами речи. На втором занятии образцы речи воспитателя всецело направлены на последующее подражание детьми. Образец на втором занятии мозаичен, не целостен, и способствует тому, чтобы ребенок самостоятельно развивал свой рассказ, используя и вспоминая те слова, обороты речи, которые являются самыми точными и необходимыми в данной ситуации.
Таким образом, есть и в первом занятии, однако по содержанию они не повторяются во втором занятии.
1 занятие 2 занятие
О курах
Посмотрите, как рыжая курица пьет из блюдца: зачерпнула клювом воду, голову в верх подняла и глотает. Хозяйка заботливая, не забыла воду налить курам и цыплятам Возле блюдца с водой стоят две курицы…
О цыплятах
Нашли они большого черного жука и смотрят на него. Очень им хочется съесть его, но они боятся: жук большой, страшный, а вдруг укусит? Разбежались цыплята по сему двору.

Задание к следующему заседанию: Составить каждой группе занятие по рассматриванию картины и занятие по этой же картине описательного рассказа таким образом, чтобы:
1. Была видна преемственность работы на втором занятии;
2. Занятие по рассматриванию картины должно косвенно решать речевые задачи, которые будут актуальны на втором заседании;
3. Второе занятие предусматривало бы знакомство с теми незначительными деталями картины, которые не могли быть рассмотрены на первом занятии, но имеют значение для обогащения детских рассказов.

Третье заседание семинара-практикума
Тема занятия.
Значение плана и других методических приемов для развития связности и логики детских рассказов.

Ведущий предлагает, заранее ознакомившись с составленными конспектами, дать им методический анализ. Педагоги вычленяют наиболее удачные образцы д/текстов, как варьируются частичные образцы, как незаметно в ходе оценки дается детализированный образец.
Рассмотри, какую роль играет план в формировании самостоятельного связного высказывания.
Вопрос: - Какие трудности встречаются в работе при использовании плана на занятиях по обучению рассказыванию?
(обмен мнениями)
- Дети не умеют следовать пунктам плана; не умеют обследовать объект по заданному порядку;
Не запоминают логическую последовательность повествования; «застревают» на несущественных деталях или,фантазируя, теряют нить повествования.
План рассказа в старшей группе представляет собой 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным ведущим приемом обучения (1 – образец 2 – план). При работе над рассказами по игрушкам, вопрос «Какая игрушка?» должен побуждать детей к детальному рассмотрению и описанию предмета (по форме, величине, цвету, материалу). Этому помогает план.
Вед: - Когда идет ознакомление с планами? (обмен мнениями)
1. Общая тема рассказа, требования к изложению (говорить точно)
2. Образец
3. План
Иногда план в виде свободных поясняющих указаний может предшествовать образцу. Чтобы разнообразить детские рассказы, педагогу заранее нужно подготовить новые пункты плана. Это активирует внимание детей, помогает внести разнообразие в детские рассказы.
В конце средней группы, дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой – 3-2-3 вопроса, объединяющий в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней.
- Расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть. Постепенно можно усложнять план, разнообразить вопросы.
- Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?
Единый схематический план, намечающий направление для повествования, может быть предложен сразу по двум картинам, близким по содержанию «Таня не боится Мороза» (О.И. Соловьева), «Зимой на прогулке» (Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой).
Воспитатель предлагает вначале, как бы отталкиваясь, названия картины сказать, о ком они: «Таня вышла гулять. Дети вышли на прогулку». Потом сказать, когда происходит действие и почему они думают, что эта зима: «Это было зимой. Видно, что земля покрыта снегом. Таня оделась по-зимнему, на ней теплая шапка, шуба, валенки».
Также строится высказывание педагога с помощью детей о второй картине. И, наконец, следует рассказ о том, что делают герои (частичные образцы).
Детям старшего возраста предлагается внимательнее всматриваться в изображения, рассказывать подробнее. Вопросы к детям в этом возрасте:
- О чем хочется вам подробнее всего рассказать? (о чем хочется подробнее послушать о зайце).
Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее – описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты.
В подготовительной группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картин.
Целесообразно остановит ребенка, если он начинает излишне расширять рамки повествования, указав, что его задача – другая. Чтобы разнообразить детские рассказы, педагогу заранее нужно подготовить новые пункты плана. Это активирует внимание детей, помогает внести разнообразие в детские рассказы.
Например, при описании детьми подготовительной к школе группы своих комнат может быть предложен такой примерный план:
1. На каком этапе эта комната?
2. Какая она?
3. Что находится в комнате?
Видя, что дети уверенно справляются с данным содержанием, можно предложить новые, дополнительные вопросы (на этом же занятии после 2-3 ответов):
1. Кто поддерживает в комнате чистоту?
2. Как ты помогаешь в уборке?
В подготовительной к школе группе полезен такой дополнительный прием как воспроизведение плана детьми (педагог не употребляя термин «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать и вызывает 1-2 детей для ответа вслух). План следует сообщать четко, отделяя смысловыми паузами один пункт от другого, подчеркивая ударениями опорные слова во фразах.
Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану и заранее обогатить содержание их высказываний, используется коллективный разбор плана. Этот прием помогает оживить инициативу детей, заранее активизировать необходимый словарь, т.е. учит дошкольников сложному процессу самостоятельного создания рассказов.
Вот пример занятия, составленного Е.П. Коротковой в книге «Обучение рассказыванию в детском саду».
Одной из главных задач является:
- учить проявлять инициативу в отборе фактов для своих рассказов; формировать умение дополнять и оценивать выступления сверстников.
- в нашей комнате много различной мебели (дети перечисляют).
О мебели можно рассказать много интересного. Например, описывая стул, можно сказать, из чего он сделан, какого цвета у него сиденье и спинка, жесткие они или мягкие, где стул стоит в комнате. А говоря о шкафе, можно сказать о его цвете, о том, сколько у него полок, какой они ширины, где стоит шкаф и что лежит на его полках.
Затем педагог предлагает детям подумать, о каком предмете мебели они хотят послушать рассказ.
Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, предполагает последовательный разбор намеченного заранее плана. Воспитатель и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них наиболее удачны, и педагог повторяет их, как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы, а воспитатель соединяет фразы в целое повествование, включая в него и свои предложения. В заключении педагог повторяет весь рассказ, а затем это делает кто-нибудь из детей. Преимущество этого приема заключается в том, что в работе активно участвуют все дети. Но у данного приема есть и недостаток: речевая деятельность дошкольников ограничена лишь составлением фраз, подбором слов, упражнения в монологической речи. Поэтому употребление этого приема ограничено. На некоторых занятиях можно использовать составление рассказа по частям. Этот прием облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшает объем заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов полнее и глубже; кроме того, удается спросить большее количество детей. По частям описываются картины, где легко выделить какие-то объекты и не разрушить при этом общего замысла. Целесообразно, опираясь на имеющийся у детей опыт, поделить тему рассказа на под темы, а затем предложить детям конкретные планы к каждой под теме.
Например:
- Будем рассказывать о нашем еже, но не все сразу, а по порядку, чтобы обо всем подробно припомнить. Сначала вспомните, чем покрыт еж, какая у него мордочка, как он передвигается. После того, как будет составлено описание внешнего вида животного, описываются его повадки, пища, клетка.
В комплексе приемов существенное место занимают указания относительно того, каким должен быть рассказ: рассказывать подробно или кратко, обдумать весь рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят разные герои и др. Указания могут быть адресованы всем детям или одному ребенку. При обучении рассказам по восприятию можно использовать прием окончания детьми рассказа, начатого воспитателем (хотя широко он используется в рассказах по воображению) см. по картине «Куры».
Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. В процессе же рассказывания в случае какой-либо ошибки ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.
Оценка тоже обучающий прием. Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, и избегали того, что он осудил. Оценка должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценка, даваемая в конце занятия, по существу бесполезна (по мнению Бородич). Кроме того, детям трудно удержать в памяти достоинства и недостатки всех прослушанных рассказов4 следует так же учитывать что к концу занятия дети утомлены и не могут воспринимать указания воспитателя.
Применять в качестве приема обучения развернутую оценку каждого рассказа не обязательно, но все же в некоторых рассказах непременно надо выделить какие-то достоинства.
Так, можно отметить что-то новое или особо ценное в содержании, в форме, в манере изложения (словарь, сила голоса, поза). Оценка бывает и косвенной – в виде сравнения рассказа ребенка с образцом, с коротким ответом товарища. Иногда к разбору рассказа товарища привлекают детей. Этот прием используется к подготовительной к школе группе, так как ребенок 6 лет уже способен отметить полноту, выразительность и другие качества рассказа.
Мы завершили цикл занятий, посвященных рассказыванию по восприятию. Чтобы работа в данном направлении была успешной, нужно не только мастерски владеть методами и приёмами работы, но и ориентироваться в том материале, который может быть использован в условиях данного д/сада.
Например, шире должны отражаться в работе серии картин «Наша Таня» И.О. Соловьевой, «Мы играем» Батуриной, «Домашние животные» Веретенниковой, «Дикие животные» Николаевой, Мешковой; картины для развития речи и расширения представлений детей 2 и 3 г ж.
Авторы Радина, Езикеева, которые успешно могут быть использованы для составления рассказов в средней и даже в старшей группах.
Кроме того в нашем д/саду необходимо пополнить ряд репродукций с полотен мастеров живописи. Среди них напрямую можно использовать для составления рассказов картины «Первый снег» Пластова, «На голубом просторе» Рылова, «Аленушка» Васнецова, а также натюрморты «Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана, «Февраль» Лактионова, «Маки», «Сирень у окна» П. Кончаловского, «Натюрморт с арбузом» И. Машкова и многое другое.
Для составления рассказов с использованием игрушек необходимо создать в методическом кабинете фонд мелких игрушек, так как эту задачу каждый воспитатель самостоятельно решить не может. В будущем на семинарах следует рассмотреть методы и приемы руководства при составлении творческих рассказов, пересказов.

Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М, 2004г.
2. А. М. Бородич Методика развития речи детей. М. 1981г.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста М, 1979г.
4. Э.П. Короткова Обучение рассказыванию в детском саду
5. О. С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М, 2001г.
6. А.И. Максаков Развитие правильной речи ребенка в семье. М, 2006г.


Категория: Развитие речи | Добавил: Nafisa1959
Просмотров: 5675 | Загрузок: 118 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог